нестерпимое добро
...А теперь давай-ка, выкладывай: что он такое,

твой Бог? Мы тут, как ты ушел, много спорили. Вон Агилон говорит, будто ты

ему обещал, что померев он, Агилон, Богом станет. Как это, а? Слыханое ли

дело, чтобы, скажем, наш Гунимунд вдруг Вотаном заделался? Ты растолкуй.

Может, я тоже богом стать хочу.

- Ты, Агилон, наверное, думаешь, что Богом быть - это остаться все

тем же Агилоном, только в сто раз сильнее. Сейчас ты поднимаешь меч длиною

в руку, а смог бы поднимать меч размером в два дуба, вроде того, что у

тебя во дворе растет.

Агилон густо краснеет, и яснее ясного: именно так он и думал.

А на Ульфилу уже со всех сторон надвинулись: если не так, то что же

тогда?

Богом стать - это вообще перестать быть собой, перестать быть

человеком, перестать быть Агилоном. Войти в пламя и стать пламенем...



...- А зло тогда - это, по-твоему, что такое? - доносился новый вопрос.

Вообще-то вези имели ясное понятие о том, что такое зло. Например,

если соседи, аланы, скажем, стадо угнали. Или родича потерять - тоже зло.

Сила племени - это все племя с землей и стадами; уйдет один человек - и

меньше станет сила. Вот что такое зло.

И как бороться со злом, тоже знали вези. Если стадо угнали, нужно

вернуть стадо, вот и лихо долой. Если родича не стало, нужно найти, кем

заменить родича, и снова лихо долой.

Но в ульфилино учение как-то плохо вписывалось прежнее их знание. Вот

и спрашивали.

Ульфила же был больше занят Богом, нежели дьяволом. И потому отвечал:

- Бог - это полнота и богатство. Уйди от Бога - и сам себе сделаешь

пустоту в душе. От этой пустоты и зло...

И снова за свою книгу брался. Скучно ему было про зло, когда такое

богатство под рукой, такая роскошь...



(с) Елена Хаецкая, "Ульфила".