нестерпимое добро
Дискутировать с постсоветскими славянами о любой теме, имеющей хотя бы потенциальное отношение к религии - зло







ЗЫ. Кстати. Когда я вижу человека, имеющего такое же обоснованное теми же стереотипами мнение, но называющего себя христианином - я скисаю еще сильнее.

@музыка: ни к кому конкретно

@настроение: "За три вещи я благодарен святому небу..." (с) Фалес

Комментарии
06.09.2006 в 15:31

сидит Лунжик, никого не трогает....
Солнце мое, именно потому, что я достаточно разбираюсь в теме, я на повышенных тонах НЕ ХОЧУ, чтобы моему ребенку _в обязательном порядке_ впаривали хоть какую-то религию. Факультатив - пожалуйста. Так что, ты уверен, что проблема в, так тонко тобой подчеркнутой, глупости, ограниченности и безграмотности людей?
06.09.2006 в 16:12

I see you
впост не вникала, но постсоветские славяне - это сильно
06.09.2006 в 16:13

I see you
...видимо,каждый считает что разбирается в том как воспитывать детей, управлятьгосударством, и какаой бог правильнее
06.09.2006 в 17:04

нестерпимое добро
Lung



У нас оно только факультативом.

Не вполне понял, о какой именно теме, в которой ты хорошо разбираешся, идет речь.

Наиболее часто я сталкивался именно с проблемой примитивности мышления. Причем самоудовлетворенной. Человек НЕ ЗНАЕТ, НЕ ХОЧЕТ ЗНАТЬ, но МНЕНИЕ ИМЕЕТ.

Именно это меня больше всего бесит. Причем человек может иметь мнение, что он христианин, буддист, агностик, антисемит, лось пернатый, урюк в тапочках... Если он борется за мнение, которое составил на примитивных стереотипах - он мне не особо приятен, даже если я считаю его мнение правильным. Если он к тому же затыкает уши себе и окружающим - он меня откровенно раздражает.
06.09.2006 в 17:07

нестерпимое добро
Hemem



Постсоветские евреи еще сильнее.:)

Бесит момент, когда эти люди недослышали, переврали и уверились.
06.09.2006 в 17:14

"Если ты будешь верить в меня, я буду верить в тебя."(с)
Преподавание истории мировых религий - пожалуйста. Я за. Беда в том, что у нас почти нет толковых преподавателей.



Преподавание основ какой-либо религии (христианство, ислам, буддизм, ламаизм, сатанизм и т.д.) в обязательном порядке - против. Ибо сие глупость, и приведет точно к таким же результатам, как преподавание в СССР в обязательном порядке основ научного коммунизма.
06.09.2006 в 18:18

Imagination is our only weapon against reallity
более того, ребята, преподавание каких либо религий детям лет до 14-15, когда у них вообще появляется способность к абстрактному мышлению - глупость.
06.09.2006 в 18:33

нестерпимое добро
soviz



Сова, а точно так поздно? Только в подростковом?
06.09.2006 в 18:56

Imagination is our only weapon against reallity
Викт почитай учебник возрастной психологии, если ты об абстрактном мышлении. Там пишут что так примерно
07.09.2006 в 11:04

сидит Лунжик, никого не трогает....
Викт

Не вполне понял, о какой именно теме, в которой ты хорошо разбираешся, идет речь.



Не "хорошо", а "достаточно, чтобы...". Речь идет о христианстве.



Наиболее часто я сталкивался именно с проблемой примитивности мышления. Причем самоудовлетворенной. Человек НЕ ЗНАЕТ, НЕ ХОЧЕТ ЗНАТЬ, но МНЕНИЕ ИМЕЕТ.



Человек создает мнение на полученной им информации. Верно? Сколько трактовок того же христианства? Каждый избирает ту, которая ему ближе. (Ты ведь тоже не исключение). При чем тут примитивизм?
07.09.2006 в 11:10

I see you
я н буду отрицать очевидного (что знание-сила и пр), но:



Наиболее часто я сталкивался именно с проблемой примитивности мышления. Причем самоудовлетворенной. Человек НЕ ЗНАЕТ, НЕ ХОЧЕТ ЗНАТЬ, но МНЕНИЕ ИМЕЕТ.



вообще-то человек имеет право иметь мнение.

Можно иметь мнение, что у ребенка плохие родители, даже не будучи профессором педагогики и психологии

можно быть верующим, не будучи богословом

можно иметь мнение о том, как лечить простуду, не будучи медиком



разве нет?

вопрос не в том, где начинатся невежество,а в том, где начинается компетенция и какова ее природа...



другое дело, когда человк свое личное мнение, основнное на структурах подознательного и личном опыте, начинает счиатать истинным, то есть обязательным для других...вот тогда действительно кричикараул.





07.09.2006 в 11:12

I see you
я понимаю,что этоткоммент противоречит высказанному мной ранее =)

но черт возьми,это тожде мое мнение! =)

такая вот диалектика
07.09.2006 в 12:36

нестерпимое добро
soviz



Надо будет. Странненько. Рушит веру в начальное образование.



Lung



Достаточно ли? Задать пару проверочных вопросов, наивных и простых?

Кгм. Лунг, я ненавижу ролевиков - этих уебков, которые гоняют по лесам с мечами, мешают людям дикими воплями и лупят друг друга по головам дрынами. Надо бы прикрыть эту лавочку и поберечь от нее наших детей. Аналогии понятны?



Hemem



Да пожалуйста.

Я всего лишь говорю, что если:

- это самое мнение составлено на примитивных стереотипах и базовой информации системы "недочув та добрехав",

- получить больше информации по теме несложно, но...

- ...человек тратит силы и время не на это, а на продвижение вышеупомянутого примитивного мнения и стереотипов, устраивая флешмобы и вякая на всех углах...



...то этот человек - придурок. Такой верующий опасен для своей религии. Такой атеист вызывает у меня рвотный рефлекс.
07.09.2006 в 12:40

I see you
Викт

примитивные стереотипы...

а Вы уверены,что сами им не следуете?

как Вы определте, какой тереотип примитивен, а какой нет?

по-моему, толькоисходя из собственного опыта, коорый стереотипизируется для убыстрения реакций,и изстрееотипов вашей культуры, общества, воспитания в семье..

куда от этого денешься?



с точки зрения царя, шут- дурак.

С точки зения шута дурак - царь..

и кто прав?
07.09.2006 в 12:50

нестерпимое добро
Hemem



Ну извините. Примитивные стереотипы - это та степень упрощения материала, которая искажает и смысл, и суть. Сводя Россию до водки и самовара, христианство - до испанской инквизиции, а медицину - до злых стоматологов.:)
07.09.2006 в 14:43

"Родился, потерпел и умер"
Викт, молодец! Полностью согласна! Когда я с налету открыла случайный дневник и обнаружила рассуждения о люцефириантсве, то сразу почувствовала человека идейно близкого. И не ошиблась.



Им правда так намного проще - да, это действительно так. Серьезно чем-то заинтересоваться - это рискованно. Это может изменить всю жизнь с ее привычным тепленьким укладом. Особенно если речь идет о таких опасных вещах, как христианство. Мне кажется , это главное - а дальше каждый сам придумывает себе отговорки. Но повод придумать можно (все попы - дураки, пьяницы и лицемеры, христиане - мракобесы, они против науки, или верующие - люди слабые, а я не слабак и т.д.) а причина остается одна.



Что же касается преподования основ православной культуры, то я , скорее, за, хотя и опасаюсь того, что школа может опошлить что угодно. Но это лишь повод мобилизовать силы, а не отступать от надуманного. В конце концов, я не хочу жить в мусульманской России. "Если наши дети не будут читать Библию, то наши внуки будут учить Коран".



PS и особенно порадовала меня фраза в комментариях



можно иметь мнение о том, как лечить простуду, не будучи медикомДа, можно. А еще можно иметь мнение о том, как лечить шизофрению, не будучи психиатром. (По опыту знаю, что это как правило, кончается весьма печально. Например, фебрильной кататонией или гонками за самонадеянным лекарем с топором. Или суицидом пациента.)

Религия слишком серьезная область, чтобы самонадеянно высказывать свое мнение, хотя бы минимально не разобравшись в вопросе, и оставаясь на уровне Бородатый боженька-инквизиция-крестовый поход-улюлюки-бабушки. Вам приятно, когда некий свободомыслящий товарищ высказывает свое мнение о вашей матери, называя ее шлюхой? Если следовать доводам автора коммента, то он имеет на это полное право.
07.09.2006 в 16:24

Все будет хорошо, я узнавала
сорри, если влажу в чужой огород, однако же...

мне кажется, вы несколько путаете понятия... есть религиозные догматы, выработанные богословами, которым, по идее, должен следовать тот, кто относит себя к данной религии. следовать потому, что это его вера.

есть понятие религиозной философии - и это уже совсем иная сфера, куда действительно лучше не входить, не будучи уверенным в своих познаниях и возможностях. религиозная философия отвечает за такие тонкости, как "природа божественного", "священные книги и их трактование" и т.д.

преподавание в школе догматов - явление не новое, и отнюдь не однозначное. это как с правописанием - можно зазубрить все правила, но писать по прежнему безграмотно, а можно и не учить толком, но при этом писать грамотно и связно. нельзя заставить человека быть благочестивым, не красть и не убивать, если он того не хочет. можно, конечно, сделать так, чтобы захотел. но это уже ближе к разряду или гениальных педагогов, или чудес...

изучать в школе основы религиозной философии - помилуйте, вы уверены, что это именно то, что надо современному школьнику. их бы думать научить и мысли свои выражать...

Дети, читающие Библию - восхитительная пасторальная картинка... особенно если абстрагироваться от того, что Ветхий завет - это по сути свод законов (такой же, как Веды, Авеста или Коран) древних евреев, причем весьма жестоких законов, заметьте, а Новый завет настолько противоречив, что о нем до сих спорят...

Сделать из этого выжимки - получится "Религия для чайников", уж простите за стебное сравнение..

Вывод? По счастью, церковь у нас отделена от государства. и не надо возвращаться ко временам Домостроя и прочих мерзостей ортодоксального православия... религия во все времена - лишь порождение общества и властьимущих... Не верите - почитайте о ересях в Византии в 10-12 веках... очень поучительно. или о Реформации и ее причинах. или о возникновении ислама...



P.S. Прошу прощения, если нарушила чьи-то религиозные чувства...
07.09.2006 в 16:41

нестерпимое добро
sumochka



Насчет догматов и философии - вот как раз преподавать в первую очередь догматику - извращение и навязывание. Начинать надо с объяснения парадигмы, а не с изложения правил - старый принцип изложения.

И да, я полагаю, детям это пригодится. Еще больше им пригодится культурологическая часть курса.



Кстати, Новый Завет не слишком противоречив.:) Противоречивы его трактовки.:)



религия во все времена - лишь порождение общества и власть имущих



Общества - безусловно. Это социальный институт. Власть имущих - глупости. Точно так же можно сказать о многих других социальных институтах - например, массовой информации. Все они были использованы политиками просто потому, что политики используют ВСЕ. Но "религия возникла исключительно как форма социального классового контроля" - откровенно антинаучный тезис из курса среднего советского образования. Которое возникло как форма социального контроля...;-)

Видеть в религии исключительно попытку кого-то на кого-то влиять - все равно, что сказать, что трактовать природу искусства через либидо. То есть что-то в этом есть, бывают и такие мотивации, но извините, не надо обобщать!%)
07.09.2006 в 18:17

сидит Лунжик, никого не трогает....
Викт



Лунг, я ненавижу ролевиков - этих уебков, которые гоняют по лесам с мечами, мешают людям дикими воплями и лупят друг друга по головам дрынами. Надо бы прикрыть эту лавочку и поберечь от нее наших детей. Аналогии понятны?



Вполне. Причем я считаю, что данное мнение имеет право на существование.
08.09.2006 в 12:27

Все будет хорошо, я узнавала
"религия возникла исключительно как форма социального классового контроля"





Не верите?

а давайте проанализируем. ну хотя бы то же христианство.

если Вы изучали историю средневековой Европы, то не можете не знать, что в те времена церковь была, пожалуй, единственной по настоящему мощной опорой любой власти. и, как ни парадоксально, очень от нее зависимой. возьмите ту же Испанию. почему там так сильна была власть католической церкви? правильно, потому что реконкиста. ну или уж совсем тривиальное Авиньонское пленение пап, или конфликты императоров священной Римской империи. или Англия. и Генрих 8, который взял, и создал англиканство, потому как жениться хотел...;)



вы правы в том, что сама по себе религиозная идеяне является проявлением именно власти. но! ретранслятор ЛЮБОЙ религии - институт церкви (как социально-политическое явление), и от того, что он напрямую зависим от власти, никуда не деться.

отделение в преподавании идей нравственных (та самая парадигма) от идей сугубо религиозных (сколькими пальцами креститься, кого почитать больше, как молиться и т.д.)и церковных (чья вера истинно верная, а кто "сам дуракъ") - тогда не называйте это столь пафосно, такие курсы существуют (меня, к примеру, в школе учили основам культурологии, в коию входила и история основных мировых религий).

тогда зачем такая буря в стакане воды?!

потому что предполагается курс именно церковный, который будут вести с благословения и по специально разработанным учебникам...и уж тут только парадигмой никто ограничиваться не будет, уж поверьте... а еще лучше - обратитесь к учебнику, который предполагается для этого курса...
08.09.2006 в 13:27

нестерпимое добро
Lung



А по-моему это мнение очень недалеких людей, не желающих расширять свои горизонты.:)

А такие меня раздражают. Я не против дураков, как некоторые наши общие знакомые. Я против воинствующего идиотизма.



sumochka



Ну и при чем здесь влияние церкви на власть? То же самое можно сказать о массовой информации - здравствуйте, великий кардинал и первый великий редактор, о половине видов искусства. Они тоже возникли как форма контроля? Не сказал бы, хотя очень часто так использовалась.

Власть использует все социальные институты. Абсолютно все. Это еще не значит, что система социальных институтов возникла для контроля над массами.

Давайте проанализируем раннее христианство, раз уж взялись за слово "возникла". Аполитичная субкультура, разрушающая вдрыск социальные основы империи. Какой нафиг контроль, какие власть имущие? По мнению римлянина, христиане - анархисты, причем опасные. По мнению власть имущего римлянина это явление, заслуживающее того, чтобы с ним бороться.



Программу курса я видел. Очень качественная культурологическая, хотя и узкозаточеная. Аж позавидовал деткам.

08.09.2006 в 17:47

Все будет хорошо, я узнавала
По мнению римлянина, христиане - анархисты, причем опасные. По мнению власть имущего римлянина это явление, заслуживающее того, чтобы с ним бороться.



Вам имя Юстиниана что-то говорит?

Мне вот - да. а именно:



Он, как император христианский, считал своим долгом насаждать христианскую веру и за пределами государства. До нас дошли известия о принятии христианства герулами на Дунае, некоторыми кавказскими народами, туземными племенами Северной Африки и Среднего Нила.



следующий вопрос - а зачем римскому императору потребовалась ЕДИНАЯ вера?
08.09.2006 в 18:02

нестерпимое добро
sumochka



Эээ... А где жил и откуда правил Юстиниан, не напомните? И кем он сам был по вероисповеданию? Вы еще Константина Палеолога вспомните.:)))

Это уже более поздний период - постконстантиновский. Шестой век нашей эры, раннее средневековье. Рим уже пал, Византия на дворе. Император способствовал проповедям собственной религии - нормальный в общем-то ход. Так делали более-менее все правители того периода. Это называется "продвижением собственной цивилизационной концепции".
08.09.2006 в 20:05

Все будет хорошо, я узнавала
если бы вы мне еще объяснили, чем способствование своей религии отличается от того, что было мной описано выше - буду премного благодарна...

и потом - Юстиниан - просто один из наиболее известных христианских императоров...

и опять-таки, я все же пытаюсь обратить внимание на следующий факт - попытки внедрить систему единой религии начинаются примерно в тот же момент, что и начало кризиса и распада Римской империи... И это легко объяснимо - единая религия позволяет держать народы (а их было ой как много) в повиновении куда лучше армий. почитайте Foundation Азимова - там этот процесс замечательно описан.
09.09.2006 в 02:27

нестерпимое добро
sumochka



Какая-то логика внутренне противоречивая выходит.:) В Римской империи и до этого была единая мировоззренческая система.

Извините, а вот историю Византии я немножечко учил. Единая религия в Риме началась с персонального выбора серии императоров. Причем из-за разных персональных выборов страну, бывало, пытались "откатать".:)

Раннее христианство никак не скрепляло народы, более того - в ту эпоху как раз состоялось Великое переселение (реальная причина кризиса и распада РИ), приведшее на римские земли кучу язычников, коих намного легче было бы приобщить к старой языческой концепции, чем к новой христианской, которую они просто не тянули по уровню цивилизационного развития.

Впоследствии та же Византия многократно проводила религиозную, просветительскую и цивилизационные экспансии, которая не сопровождалась политическими. В частности, крещение Руси не принесло никаких реальных дивидентов, кроме морального удовлетворения, а крещение Болгарии не остановило перманентный конфликт.

Единственный случай, когда религия действительно работала как форма полноценного государственного контроля - Исламский халифат времен Верных халифов. То бишь пару десятков лет. И это было не христианство.